Основы ЗОЖ и первая мед.помощь

Рекомендательная разработка по


Заключительное практическое занятие.

Самый лучший способ проверить свои педагогические силы — принять участие в подготовке и проведении большого общешкольного мероприятия. Проверка навыков формирования стиля здоровой жизни у учащихся младших классов может быть организована вами во время общешкольного Дня здоровья.

Во время его проведения ваши педагоги смогут убедиться, насколько вы владеете основами педагогического мастерства. Вы сами сможете выявить недочеты и проблемы в образовании по данному вопросу, отметите свои сильные места как педагога, психолога, организатора детского отдыха. И наконец, ваши ученики проверят на игровом практическом занятии свои специальные знания, укрепят навыки здорового образа жизни. Предлагаемый сценарий — не жесткая конструкция, вы сможете дополнить и изменить его в соответствии с местными условиями. Участие родителей и старших школьников в проведении праздника — а День Здоровья — это, конечно, же праздник — сделает его значимым не только с медико-педагогической стороны, но и поднимет социальный уровень, будет способствовать улучшению взаимопонимания между членами семьи.

Сценарий называется «Дорога к доброму здоровью». Осуществлять его постановку нужно весной, в конце учебного года.

Это игра-путешествие. Дети посетят станции Чистюль-кино, Ягодная, Растяпино, Крепышкино, Грибная, Солнечная, Лекарственная.

Ведущими участниками представления Дня здоровья могут быть старшие школьники. Они заранее знакомятся со сценарием и готовят себе костюмы. Лук — витамин С, Морковь — витамин А, Хлеб — витамин В, Травяная ведьма, Ягодная ведьма, Боровик, Ромашка, Земляничка, Полезная Бактерия (чистая, аккуратная, в белой одежде), Мойдодыр, Мальчик-крепыш, Спортсмен, Волк, Грязнуля, Мальчик, перегревшийся на солнце. Поганки, Вредные Бактерии (конечно, несимпатичные), Три Поросенка.

Утром перед зарядкой к ребятам обращаются участники-актеры.

Мойдодыр.

Все Чуковского читали,

И меня давно узнали!


Я — великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,



Умывальников начальник

И мочалок командир.

(Поворачивается к другим ведущим.)

Со мной мои хорошие

Надежные помощники:

Старый друг проверенный —

Полезная бактерия.

Она просто и легко

Превращает молоко

В простоквашу и кефир.

Полезная бактерия

(протягивает Мойдодыру стакан кефира).

Поправляйся, Мойдодыр!

(Мойдодыр благодарит Полезную бактерию.)

Мойдодыр.

Познакомьтесь — витамины!

А вот этот, С и В.

(Обнимает витамины).

Ведущие (вместе).

Нынче к доброй медицине

Мы покажем путь тебе.

Витамин А.

Чтобы были вы красивы.

Витамин В.

Чтобы не были плаксивы.

Витамин С.

Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, горело.

Полезная бактерия.

Чтобы громче пелись песни,

Жить чтоб было интересней!

Все вместе.

Нужно сильным быть, здоровым.

Мойдодыр.

Эти истины не новы!

Только вы ответьте мне:

Путь к загадочной стране,

Где живет здоровье ваше,

Все ли знают? Дружно скажем...

(Дети отвечают: «Да»).

Полезная бактерия.

Но дорога непроста:

Из-за каждого куста

Может недруг появиться —

Вам придется с ним сразиться.

Потому перед дорогой

Разомнитесь-ка немного.

Ребята делают зарядку. Ведущие вручают классам карточки с числом баллов. Такие карточки они будут получать в течение всего путешествия. В заключение праздника победителя определят по числу баллов. Затем детям дают легкий завтрак. Это обязательно — День здоровья потребует от них дополнительной траты энергии.

В столовой перед началом завтрака снова появляются Ведущие.

Мойдодыр.

Посмотрите на ребят:

Не сутулятся сидят.

Все умыты,

Все опрятны,

Ложки держат аккуратно.

Витамин С.

Быстро, дружно все съедают.

Корки на пол не бросают

Чай на стол не проливают,

Потому что точно знают:

Ведущие (говорят по очереди).

Кто ест красиво, глядит счастливо.

Не красен дом пирогами,

красен едоками.

Когда я ем, я глух и нем.

После завтрака начинается путешествие.

Первая станция Чистюлькино.

Мойдодыр встречает ребят.


Станцию можно устроить в беседке, развесив в ней плакаты на санитарные темы, сделанные школьниками в процессе подготовки к празднику. Над беседкой лозунг: «Чистота — залог здоровья».

Мойдодыр.

В вашей школе я живу

Уж не первый год.

Откровенно вам скажу:

Славный вы народ.

Никогда у нас ребята

Не едят немытых ягод.

Чистят зубы, моют уши...

Из беседки вылезает Грязнуля, берет одного из ребят за руку и таинственно шепчет.

Грязнуля.

Лучше ты меня послушай:

Я живу и бед не знаю,

Мыло в глаз не попадает,

Щетка десны не дерет,

Губка жесткая не трет,

Огурцы, морковь не мою.

Хочешь, друг, пойдем со мною?

Тянет мальчика в беседку. Мойдодыр хватает его за руку и тянет в сторону.

Мойдодыр.

Не ходи ты с ней, не пробуй:

Загрызут тебя микробы.

Разорвут тебя на части.

Не видать Грязнулям счастья.

Мойдодыр вырывает мальчика из рук Грязнули; выскакивают Вредные Бактерии и, не найдя другой жертвы, набрасываются на Грязнулю.

Мойдодыр.

Что ж, поможем ей, друзья! Ведь бросать в беде нельзя.

(Грязнуля плачет и протягивает к ребятам руки.)

Мойдодыр.

Нам тебя, Грязнуля, жалко,

Дарим мыло и мочалку!

(Ей дают эти принадлежности.)

Грязнуля поворачивается лицом к Вредным Бактериям и показывает им мыло и мочалку. Они в ужасе убегают. Грязнуля снимает с лица страшную маску и с головы парик. Поворачивается чистым лицом к ребятам. В руках у нее зеркало.

Грязнуля.

Я себя давно забыла

(смотрит в зеркало),

А теперь лицо умыла

Да и стала вспоминать...

(Оглядывает свой наряд).

Платье, что ли, постирать?

Мойдодыр.

Постирай его скорее.

Может, к вечеру успеешь.

Будет праздник в школе нашей.

Ведущий класс школьник.

До свидания! Едем дальше!

Вторая станция Ягодная.

На лавочке сидит  Ягодная ведьма и протягивает ребятам корзиночку.

Ягодная ведьма.

Как же я вам рада!

Слаще шоколада

И вкусней, чем ананас.

Эти ягоды для вас!

(Выбегает Земляничка и отнимает корзину.)

Земляничка.



Не сошла ли ты с ума!

У тебя здесь бузина!

Да еще и белладонна!

Гибель ты несешь в ладонях.

Убери свою корзинку!

(Обращается к ребятам.)

Посмотрите на картинку:

Эти ягоды, друзья,

Собирать в лесу нельзя.

В каждой яд опасный есть.

Если их однажды съесть,

Можно сильно отравиться,

И придется вам лечиться.

(Земляничка показывает детям таблицу с ядовитыми ягодами, объясняет, почему их нельзя есть.)

Станция третья — Растяпино.

Рябят встречает поросенок, у него за спиной стоит другой поросенок, который бинтует ногу Волку.

Первый поросенок.

Было все, как в старой книжке:

Повстречался мне Волчишко.

Где-то он про нас проведал

И решил нас съесть к обеду.

Всех хотел перехитрить,

А пришлось его лечить.

(Волк воет жалобно.)

Хоть и злой, а жаль беднягу:

Побежал он по оврагу,

Там за корень зацепился,

Поскользнулся, повалился,

И теперь он инвалид.

Волк.

У меня нога болит!

Я раскаиваюсь горько!

(Плачет.)

Забинтуй меня восьмеркой.

Обещаю: никогда

Я не сделаю вреда.

Поросят я есть не буду,

И скажу я всем и всюду:

Коль собрался ты идти —

Будь внимателен в пути.

(Третий поросенок берет тампон и жидкость, окрашенную под йод.

Хочет намазать волку «царапину» на лапе. Он не дается.)

Волк (продолжает).

Убери скорее йод:

Так болячка заживет.

Третий Поросенок.

Как не стыдно, трус Волчишко!

Все девчонки и мальчишки

Знают с ранних детских лет:

Там микробам хода нет,

Где, как стражник у ворот,

Их встречает грозный Йод!

Чуть пощиплет — не беда!

Заживет-то навсегда!

(Мажет Волка.)

Первый Поросенок.

Что ж, в порядке все? Пойдем!

(Волк встает и с воплем хватается за другую ногу.)

Первый Поросенок.

Может, это перелом?

Второй Поросенок.

Это нам в больнице скажут.

Шины мы пока привяжем,

Чтобы кости укрепить

И в дороге не сместить.

Второй поросенок приглашает ребят поучиться наложению транспортных шин при вывихе и переломе ноги.

Берет две плоские дощечки и привязывает к голени выше и ниже голеностопного сустава с наружной и внутренней стороны ноги.



(Волк тихо воет.)

Ну, теперь, друзья, идите,

Только под ноги глядите!

Станция четвертая — Крепышкино.

На траве спиной друг к другу сидят два мальчика. Один чихает, другой кашляет. Рядом стоит Мальчик-крепыш.

Крепыш.

Говорил я им зимой:

Закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий:

Как для взрослых,

Настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Не послушались — болеют.

Мальчики (хором).

Поздно поняли мы, братцы,

Как полезно закаляться.

Кончим кашлять и чихать,

Станем душ мы принимать.

Из водицы ледяной.

(Поеживаются.)

Крепыш.

Погодите, ой-ей-ей!

Крепким стать нельзя мгновенно:

Закаляйтесь постепенно.

Обращаясь к ребятам:

— Кто скажет, какой должна быть температура при начале закаливания?

(Ответ: 32°. Температуру снижают на один градус в неделю.)

Дети вместе с Крепышом поют песню «Если хочешь быть здоров».

Станция пятая — Зарядкино.

Спортсмен.

Со здоровьем дружен спорт:

Стадион, бассейны, корт,

Зал, каток — везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды.

Станут мышцы ваши тверды.

Только помните: спортсмены

Каждый день свой непременно

Начинают с физзарядки.

Не играйте с дремой в прятки.

Быстро сбросьте одеяло,

Встали — сна как не бывало.

(Делает с классом шуточный комплекс упражнений.)

Станция шестая — Грибная.

На лавочке сидит Гриб-боровик и отгоняет прутиком шныряющих вокруг Поганок. Поганки пытаются утащить таблицу с нарисованными на ней ядовитыми грибами.

Боровик.

Эй, ребята, подождите!

Хорошенько посмотрите:

В белых точечках убор

Надевает мухомор,

А поганка — бахрому,

Вдруг понравится кому.

Это вот опенок ложный —

Отравиться ими можно.

(Поганки хватают таблицу, Боровик обращается к ребятам.)

Боровик.

Как же мне прогнать Поганок,

Этих шустрых хулиганок?

Помогите мне, друзья!

Ведущий класс.

Слушай, средство знаю я:

Назовем сейчас подробно

Имена грибов съедобных.



( По мере того как ребята кричат: лисичка, белый, рыжик и т. д.,

— Поганки «умирают».)

Боровик.

Много знаете грибов!

Победили всех врагов!

А теперь прошу сказать,

Как грибочки собирать.

(Ребята отвечают, что грибы надо осторожно срезать ножом,

беречь грибницу.)

Боровик.

До свидания, в добрый час,

Жду в лесу под елкой вас.

(Снимает шляпу и машет детям.)

Станция восьмая — Лекарственная.

Ромашка сидит с букетом лекарственных растений.

Ромашка.

Много трав растет полезных

На земле страны родной,

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(Протягивает пучок дурмана.)

Ромашка.

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман,

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего.

Забирай назад его!

(Травяная ведьма убегает. Ромашка показывает таблицу

с ядовитыми растениями.)

Травяная ведьма (возвращается).

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в вазу...

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

(Загораживает ребят от ведьмы.)

Нет, с тобой мы не пойдем!

Мы растения эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху:

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарство.

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (Ответ: это книга, куда занесены названия редких растений и животных. Охранять их нужно особенно бережно.)

Станция девятая — Солнечная.

На лавочке сидят витамины А, В, С. У них за спиной лежит мальчик в плавках, спина у мальчика красная, от него «идет дым». (Дым можно сделать с помощью тлеющей фотопленки.)

Витамин А.

Я почуял вроде дым?

Витамин В.

Братцы, вроде мы горим!

Витамин С.

Нет ли в классе где пожара,

Иль на кухне что сбежало?

(Оглядываются по сторонам и видят «горящего» мальчика.)

Витамин А.

Эй, сюда скорей бегите!



Где у нас огнетушитель?

(Показывает на мальчика.)

Вот, ребята, посмотрите!

Пять часов сегодня Витя

Возле речки загорал,

Будто рак вареный стал.

Солнце Вите кожу съело,

Что теперь мы будем делать?

Как мы мальчика спасем?

Витамины В и С (хором).

В изолятор отнесем!

(Уносят.)

Витамин А.

Ребята, кто знает, как оказать первую помощь при перегреве?

(Ответ. Отнести пострадавшего в тень, положить на голову влажную холодную ткань, дать прохладной воды, кожу аккуратно протереть одеколоном.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

После того как классы прошли все станции, они собираются в клубе. На сцене висят плакаты, все Ведущие в своих прежних костюмах, только Грязнуля превратилась в Чистюлю, ее никто не узнает.

Мойдодыр.

Мы про здоровье вам с утра

Сегодня толковали.

Расстаться нам пришла пора,

И среди вас едва ли

Найдется кто-то из придир,

Кому неясно что-то.

(Собирается уходить.)

Витамин С.

Нет, погоди-ка, Мойдодыр!

Меня гнетет забота:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Но у меня есть милый друг —

Особа юных лет...

(Появляется маленькая девочка.)

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет.

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч «Где», семь тысяч «Как»,

Сто тысяч «Почему»

(С. Я. Маршак).

Девочка.

Что едят пингвины летом?

Где ночует Дед Мороз?

Как на день достать карету?

Почему вы не матрос?

Сколько девочек на свете?

Сколько гор и сколько рек?

А еще вы мне ответьте:

Как устроен человек?

Ведущие (хором).

Самый легкий из вопросов —

Быстро справимся мы тут,

Но тебя, дружок, попросим —

Помолчи хоть пять минут.

Витамин А (рисует на большом планшете человека).

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая,

Палка, палка, Огуречик —

Вот и вышел человечек!

Девочка.

Ест ли он морковку с грядки!

Как он делает зарядку?

Где он спит, во что играет?



Книжки он про что читает?

Как зовут его друзей?

Где, зачем, когда? Скорей!

Ведущие (обращаясь к зрителям).

Может, есть у вас шпаргалки?

Мы попали в переплет!

(Обращаясь друг к другу)

Посмотри, им нас не жалко!

И ответа каждый ждет!

Витамин А.

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошел!

Грязнуля.

С ветром, солнцем подружился,

Чтоб дышалось хорошо.

(Рисует человечку румянец.)

Витамин В.

Приучал себя к порядку,

Рано утром он вставал.

Грязнуля.

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

(Рисует солнышко над головой человечка.)

Полезная бактерия.

Он к зубным врачам, представьте,

Не боясь совсем, пришел.

Грязнуля.

Он ведь чистил зубы пастой,

Чистил зубы порошком.

(Рисует улыбку.)

Ромашка.

Человечек за обедом

Черный хлеб и кашу ел.

Грязнуля.

Вовсе не был привередой,

Не худел и не толстел.

(Рисует человечку курточку.)

Спортсмен.

Каждый день он бегал, прыгал,

Много плавал, в мяч играл.

Грязнуля.

Набирал для жизни силы,

Он не ныл и не хворал.

(Рисует человечку штанишки.)

Витамин С.

Спать ложился в восемь тридцать,

Очень быстро засыпал.

Грязнуля.

С интересом шел учиться

И пятерки получал.

(Рисует пятерку в руке.)

Из-за планшета выходит маленький мальчик, одетый так же, как человечек на картинке. В руке у него цифра 5, на груди надпись «Здоровье». Грязнуля берет мальчика за руку и ведет к пьедесталу почета, поднимает и ставит на первое место.

Мойдодыр (обращаясь к Грязнуле).

Да кто ты, не пойму я!

Грязнуля.

Я бывшая Грязнуля.

Мне нынче стало ясно,

Что чистой быть прекрасно.

Смотри, она отмылась И как переменилась!

Полезная бактерия.

                   Смотри, она отмылась

                   И как переменилась!

Мойдодыр.

                   Что ж, бывшую грязнулю

                   Мы будем звать чистюлей.

                   (Обращаясь к ней         )

                   И по такому случаю

                   Тебе мы поручаем

                   Назвать сегодня лучших.

                   А вот призы, вручай им!

(Чистюля вручает призы победителям.)



205


Содержание раздела