Основы ЗОЖ и первая мед.помощь

Экология и здоровье. Питание и здоровье


Экология в буквальном переводе значит «наука о доме». В самом широком смысле наш общий дом — Земля. За последние 200 лет, и особенно за последние 50, люди оказали на экологические показатели очень серьезное воздействие. Возникшие в результате этих воздействий изменения химического состава воздуха, питьевой воды, радиоактивного фона, в свою очередь, оказывают влияние на здоровье человека.

Конечно, ни воспитатель детского сада, ни педагог младшей школы не могут серьезно противодействовать людям и организациям, нарушающим природный экологический баланс. Однако воспитать у ребенка привычку бережно относиться к природе, привить сознание того, что, он, ребенок ... часть этой природы и зависит от состояния окружающей среды самим фактором своего земного существования, вполне реальная педагогическая задача. Из этого ребенка вырастет взрослый с грамотным отношением к экологии.

Экологическое воспитание начинается с мелочей. На прогулках, на экскурсиях обратите внимание детей на соотношение растений и животных в каком-либо отдельно взятом уголке леса, парка, сада. Расскажите о том, что Солнце — источник жизни на Земле. Зеленые растения поглощают 1% солнечной энергии, достигающей Земли. Травоядные животные получают эту энергию с растительной пищей, плотоядные животные и люди получают энергию с растительной и животной пищей. Если вы будете энергию называть просто энергией, то для детей это останется пустым звуком. Пойдите по антропотехническому пути. Антропотехника — это условное сравнение самого себя с

энергетической, работающей, конструкцией.

Например, если у вас замерзли пальцы, то вы можете перераспределить тепло организма и подышать на них. Тепловая энергия — самый простой пример для пояснений единства организма и среды. Предложите детям почувствовать теплоту собственного тела, например дотронуться пальцами до подмышечных впадин. Дальше свяжите это тепло с теплом Солнца, которое знакомо каждому ребенку. Для того чтобы было понятнее, как растения хранят тепло, возьмите маленький пучок сухой травы — сена и подожгите.
Объясните, что так же это сено «сгорает» в желудке коровы. Конечно, оно горит без огня, но все равно выделяет тепло, которое поддерживает жизнь. Живая здоровая корова вырабатывает молоко. Тепло, которое было в солнечных лучах, потом в траве, потом в корове, с молоком приходит к человеку. Предложите детям нарисовать, как они поняли энергетическую взаимосвязь Космоса и Земли. Рисунки очаруют вас блеском детского абстрактного мышления.
Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную роль, особенно если вы подтолкнете его к этой мысли. Вот после этого начинается педагогический простор для внедрения в детские умы понятий бережного отношения к природе, охране каждой травинки — кладовой солнца, каждой капли воды и глотка воздуха.
Расскажите, что в природе существует закон 10 процентов. Состоит он в том, что в естественных условиях травоядные животные поедают не более 10% зеленой массы — травы, листьев. Плотоядные животные поедают не более 10% животных, которые служат для них пищей. Как дать понятие 10%? Очень просто — если на лугу растет 10 ромашек, то корова съест одну и пойдет дальше, искать новый луг. И только люди позволяли себе иногда уничтожать целиком отдельные биологические сообщества. Вот почему, одумавшись, люди завели Красную книгу природы, куда заносят названия и описания растений и животных, оказавшихся на грани уничтожения.
В беседах на экологические темы необходимо затронуть вопросы чистоты воздуха и воды. Растения — источник кислорода, без которого человек не может жить более пяти минут. Вода составляет 85% тела человека, и ее запасы должны все время пополняться. Жить без воды люди могут не более трех дней. Вместе с воздухом и водой в организм могут попасть вредные вещества. Поэтому человек должен заботиться о чистоте этих природных сред. От нее, от чистоты, зависит его здоровье. Помимо экологического воспитания в формировании стиля здоровой жизни большое значение имеет воспитание культуры питания. Великий русский ученый-невропатолог Владимир Михайлович Бехтерев писал:


« Три инстинкта осталось нам от наших животных предков: инстинкт самосохранения, пищевой инстинкт и половой инстинкт».
Пищевой инстинкт у животных и человека несколько слабее, чем инстинкт самосохранения. Однако его роль в истории цивилизации весьма значительна. Если инстинкт самосохранения заставил человека после всемирного похолодания искать убежища сначала в пещере, а затем строить дома, то именно пищевой инстинкт преобразовал собирателя в скотовода и земледельца, развил мышление. Ведь для того чтобы не умереть от голода в условиях изменившегося климата, нужно было научиться сохранять продукты.


Пища — это источник энергии. Вспомните, сколько килокалорий дают при распаде белки, жиры и углеводы? Каков количественный состав рациона?
Пищевые продукты — строительный материал для новых клеток. Белки, попадая в организм, распадаются до аминокислот. Всего известно около 150 аминокислот, но только 22 из них служат строительным материалом для белков. Часть из этих 22 аминокислот может синтезироваться в организме, они называются заменимыми аминокислотами. Другая часть должна поступать с пищей. Аминокислоты, которые не синтезируются в организме, называются незаменимыми. Они содержатся в продуктах живого происхождения и в злаках, а значит, в хлебопродуктах.
Углеводы — источник энергии. Они содержатся в овощах, фруктах, молоке.
Жиры — источник энергии и жирорастворимых витаминов. Жиры бывают животные и растительные.
Витамины. — катализаторы, ускорители процессов обмена веществ. Бывают жирорастворимые витамины A, D, Е, К и водорастворимые витамины — все остальные. Минеральные соли и микроэлементы, например кальций, магний, йод; железо, входят в состав различных тканей и гормонов.
Гормоны — это биологически активные вещества, принимающие участие во всех биохимических процессах. Они образуются в организме, но могут поступать и с пищей животного происхождения, если животное специально кормили гормональными добавками.
Кроме гормональных добавок продукты могут содержать остатки ядохимикатов, дополнительные энергоемкие вещества синтетического происхождения, нитраты, консерванты, пищевые красители.


Иногда эти добавки вызывают у детей и взрослых болезненные реакции.
В пищевых продуктах могут находиться яды. Например, ядовитые грибы. Поганки, мухоморы, ложные опята не должны употребляться в пищу. Есть ядовитые ягоды и ядовитые травы, похожие на съедобные. Детей необходимо познакомить с ними как можно раньше, пусть они запомнят, как выглядят ядовитые растения. Травятся ими чаще всего именно дети.
Важная часть развития представлений о здоровом питании — профилактика пищевых отравлений инфекционной природы.
Правильно мыть овощи и фрукты, соблюдать личную гигиену при приеме пищи, соблюдать температурный режим хранения скоропортящихся продуктов ребенок должен научиться в семье. Задача педагога проверить, владеет ли ученик этими санитарными навыками. Сделать это проще всего через игру. К этой теме мы еще вернемся.
Попробуем сформировать концепцию здорового питания:
1. Пища должна перекрывать энергозатраты организма.
2. Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1:4, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
3. Пища должна быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
4. Пища должна нравиться человеку и вызывать рефлекторное выделение желудочного сока
5. Режим и меню должны соответствовать возрасту и роду занятий.
6. Часть пищи, входящей в ежедневный рацион, должна иметь температуру не ниже 65 градусов. Такая температура способствует перевариванию и всасыванию продуктов.
 
Вопросы и задания:
1. Дайте экологическую характеристику места вашей учебы.
2. Составьте план беседы на экологическую тему с детьми пяти или восьми лет.
3. Что такое закон 10%, как его можно использовать в беседе с детьми?
4. Дайте характеристику качественного состава пищи.
5. Сформулируйте концепцию здорового питания.
 

Содержание раздела